воскресенье, 25 января 2015 г.

10 «НЕЛЬЗЯ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Современные психологи уже устали твердить о том, что все дети разные. Каждый ребёнок уникален по-своему, уникальны также и отношения каждого ребёнка со своими родителями. Даже в одной семье растут абсолютно разные дети, не похожие друг на друга. Отсюда следует, что правил о том, как воспитывать ребёнка, пригодных на все случаи жизни, просто не существует. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребёнком без исключения. Речь идёт о том, чего родителям делать нельзя ни при каких обстоятельствах. Если вы хотите воспитать уверенного в себе человека, которому присуща самодисциплина, вам нужно в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребёнка сформировался положительный образ самого себя, и избегать всего, что разрушает этот положительный образ.

Если говорить по-честному, то даже самые терпеливые родители время от времени «срываются», используя при этом недозволенные меры, но нередко прибегают к ним просто по незнанию. Каждому родителю просто необходимо запомнить недозволенные приёмы в воспитании так же хорошо, как все помнят библийскую заповедь «Не убий!»

Никогда не унижай ребёнка.
Частенько взрослые запросто могут сказать ребёнку: «У тебя вообще голова на плечах есть?» или «Хватит дурака валять!» и т.д. Каждый раз, когда ребёнок слышит эти слова от своих родителей, в его подсознании откладываются установки: «Я плохой, глупый» и т.д. При этом автоматически разрушается положительный образ сына или дочери.
Никогда не угрожай ребёнку.
«Если ты ещё раз так сделаешь – я тебе задам!» или «Если ты ещё раз поднимешь руку на брата, я тебя….» Каждый раз, когда вы  произносите эти слова, вы учите ребёнка бояться и ненавидеть вас. Доказано не одним детским психологом, что угрозы абсолютно бесполезны, они не улучшают поведения, а лишь усугубляют существующие проблемы.

Не вымогай обещаний.
Знакомая картина: ребёнок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что никогда-никогда больше так не сделаешь!» - и получает, естественно, обещание. Но не проходит и получаса, и проделка повторяется. Мама расстроена и обижена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что для маленького ребёнка обещание не значит ничего. Обещание, как и угрозы, относятся к будущему, а малыш живёт только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то постоянное требование обещаний будет развивать в нём чувство вины, а если же нечувствителен, то это только научит его цинизму: слово – это одно, а дело – совсем другое.
Не опекай чрезмерно.
Чрезмерная опека приучает ребёнка к мысли, что сам он ничего делать не может. (А потом родители удивляются, как же у них вырос такой ленивый, безинициативный ребёнок). Многие родители просто недооценивают возможности детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам!»
Не требуй немедленного повиновения.
Представьте себе ситуацию: муж говорит жене повелительным тоном: «А ну-ка, быстренько всё брось и сию же минуту приготовь чай с бутербродами!» Как вам это понравится? Точно также и вашему ребёнку не нравится, когда от него требуют, чтобы он оставил немедленно  своё занятие (на ваш взгляд совершенно бесполезное), беспрекословно выполняя ваше приказание. Будет лучше, если вы предупредите его заранее: «Через 10 минут будем обедать.» Тогда у ребёнка будет врем закончить свои дела, а ситуация будет решена без лишних споров. Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Не потакай ребёнку.
Здесь речь идёт о вседозволенности. Дети сразу чувствуют, что родители боятся быть твёрдыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые – нужно лишь немного поднажать, и они растянутся. Такое поведение может срабатывать в рамках семьи, но за её пределами ребёнка ждут сплошные разочарования. Потакать ребёнку – значит, лишить его возможности вырасти  приспособленным к жизни человеком.
Всегда будь последователен.
Допустим, на выходных у мамы хорошее настроение и она разрешает своему ребёнку нарушать определённые правила. А затем в понедельник, когда он делает то же самое, она «взрывается», применяя при этом наказания. А теперь представьте себя на месте этого малыша. Эту ситуацию можно сравнить только с ситуацией, когда, например в понедельник и в среду красный знак светофора означал «стоп», а в остальные дни – «можно продолжать движение». Детям просто необходима последовательность в требованиях, они должны в любой ситуации знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствуют.
Не требуй того, что не соответствует возрасту ребёнка.
Если родители ждут от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался их, как пятилетний, то этим они лишь провоцируют у него неприязнь к своим особам. Для каждого возрастного периода существуют определённые нормы физического и психического развития (опять таки, всё индивидуально). И если родители требуют от ребёнка зрелости, на которую он не способен – это плохо сказывается на развитии его самосознания.
Не читай морали и не говори слишком много.
Изо дня в день тысячи слов порицания выливаются на наших детей. Чего только родители не говорят своим детям: угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Многие родители считают, что таким образом они обучают своих детей дисциплине. На самом же деле,  под этим словесным потоком ребёнок просто «отключается», это для него единственный способ защиты и он его быстро осваивает. А так как полностью «отключиться» он не может, то испытывает чувство вины, а это, в свою очередь, развивает отрицательную самооценку. Все родительские «морали» и «натации» в конце концов сводятся к таким выводам: «То, что ты сделал – очень плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что мама сделала для тебя? ТЫ ПЛОХОЙ!!!». Был такой случай в детском саду: малыш, ссорясь со своим сверстником, пугал его: «Я тебя ударю, я тебя разрежу на мелкие кусочки, я…я тебе сейчас всё объясню!» Так что, дорогие родители, делайте выводы. Гораздо важнее постоянных чтений моралей такой способ обучения ребенка дисциплине, как личный пример.
Не лишай ребёнка права оставаться ребёнком.
Представьте себе, что вы гений в сфере педагогики и воспитали идеального ребёнка: спокойного, тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает всё, что хотят от него родители. У него нет отрицательных эмоций к чему-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда и никого не обманывает. Но давайте задумаемся, может быть, в этой ситуации мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи утверждают, что идеальный ребёнок – несчастливый ребёнок. Это ребёнок под маской, который внутри себя носит серьёзные эмоциональные проблемы.
Дорогие родители, воспитывая своих детей, развивая их самооценку и самодисциплину, давайте не забывать, что они всё таки дети.  Чаще проявляйте к ребёнку свою любовь. Любите его потому, что он есть у вас, а все остальное вторично.

Комментариев нет:

Отправить комментарий