пятница, 30 января 2015 г.

"Я - САМ" ИЛИ КАК ОБУЧИТЬ МАЛЫША САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

 Фразу «я – сам!» родители слышат от своего ребенка практически  с той поры, когда те учатся говорить. Многие взрослые умиляются детской инициативе, продолжая делать все за них, боясь за разрушения и беспорядок.  Но эти слова ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Быть самостоятельным – значит уметь справляться с трудностями, проявлять инициативу, принимать независимые  решения, не зависеть от посторонних суждений. Поэтому нам, родителям, стоит радоваться, а главное – не мешать,  когда мы слышим, как ребенок хочет действовать без нашей помощи.

Маленькому, но уже Человеку хочется делать все, что можно взрослым. Помогать маме с уборкой, вымыть за собой посуду, помочь папе пилить дрова, самому переодеть пижаму, застегнуть молнию на куртке, выходя на улицу, заплатить за «свою» покупку в магазине.
И ведь желания то самые простые, выполнимые. А все-таки часто не хватает родительского терпения, иногда времени. И вот мы обуваем и одеваем четырехлетку, который вполне может справиться с одеждой сам. Кормим с ложки неторопливого ребенка, потому что так быстрее и чище. Убираем за него игрушки. Перебиваем желание словами «Не надо, лучше я сама». Все эти этапы я прошла со своим первенцем. На возражения мужа я ничего не отвечала, продолжая выполнять за ребенком все посильные ему дела.
А ведь решение может быть до банальности простым: нужно создать условия для того, чтобы ребенок мог проявлять необходимую ему инициативу.
Как помочь малышам быть самостоятельными? Вот несколько практических советов:
- если  хочет кушать сам, дайте ему ложку и закройте глаза на беспорядок вокруг стола. А после освоения ложки покажите, что и на вилку очень удобно накалывать сыр, овощи и мясо;
- если хочет помочь налить какую-либо жидкость в чашки, пусть поучится переливать воду из емкости в емкость сначала во время купания или покажите, что это можно легко сделать с помощью воронки;
- позволяйте открывать ключом несложный замок входной двери;
- удобно разложите одежду в комоде или в шкафу, чтобы ребенок знал, на какой полке находится нижнее белье, носки, футболки, и сам мог выбирать, что сегодня надеть;
- в ванной поставьте маленький стульчик, чтобы ребенок легко дотягивался до крана раковины и сам мог вымыть руки. Сделайте так, чтобы зубная щетка, паста и мыло также находились на уровне, доступном для ребенка.
- повесьте низкий крючок для детского полотенца;
- сделайте так, чтобы ребенок мог легко снять с вешалки верхнюю одежду. Организуйте в прихожей полку или любое удобное место, где будет лежать его уличная одежда и игрушки;
- оставляйте перекусы в зоне доступа детей. Вымытые фрукты – в миске на столе, печенье - в банке на низкой полке, творожок – на полке холодильника близко к краю;
- разрешайте  расплачиваться на кассе в магазине и складывать продукты в тележку;
- заведите рюкзачок или сумку, за которую ребенок будет отвечать, собираясь на прогулку, и в которую в случае необходимости сможет положить что-то, помогая вам разделить ношу купленных продуктов;
- не забывайте просить ребенка о помощи: что-то достать, подержать, принять участие в общем семейном деле. Это повышает самооценку и способствует тому, чтобы помощь близким вошла в привычку.
Чтобы сейчас еще маленький ребенок мог справляться с чем-то самостоятельно в недалеком будущем, сегодня родителям необходимо не лениться объяснять и показывать, как делать те или иные вещи:
 - Как застегнуть молнию на куртке или кофте (на первое время к узкому язычку молнии можно пристегнуть колечко, чтобы маленькие пальчики лучше справились с задачей).
- Особого внимания и терпения требует завязывание шнурков.
- Как по ярлычку отличить переднюю сторону футболки от спинки.
- Как отрегулировать температуру воды в кране.
- Как надеть перчатки.
- Как знакомиться с другими детьми на площадке и спрашивать разрешения поиграть с чужой игрушкой.
И не смотря на то, что большинство родителей не имеют педагогического образования, но они являются для своего малыша самыми важными учителями в их жизни!
P.S.
Как я уже говорила, со своим первенцем я допускала практически все вышеперечисленные ошибки: очень долго кормила с ложки, потому что так быстрее и чище; одевала, раздевала, переодевала; умывала, чистила зубы, купала. И так можно перечислять до бесконечности. Естественно, когда родилась дочка, времени стало меньше, и я столкнулась с тем, что период  «я – сам!» прошел, сын уже осознал, что давольно-таки удобно, когда делают все за тебя. И здесь начались бесконечные истерики, крики: «Не хочу! Не буду! Пусть сделает мама!» Было очень тяжело. Теперь я понимаю, если бы набралась терпения и следовала всем вышеизложенным рекомендациям, то многих проблем можно было бы избежать. Конечно, мы со всем справились, всему научились. Сегодня мой сын – моя правая рука, мой самый незаменимый помощник. И не разу от него с той поры я не слышала: «Делай сама». Если иногда ему чего-то не хочется делать, мы договариваемся: или откладываем выполнение дела на попозже, или меняемся обязанностями.
Что касается младших детей, то две дочки  были намнооого самостоятельнее сына в том же возрасте. Все разумные «Я – сама!» воспринимались с радостью. Конечно, в тот период уборки, стирки, переделки значительно прибавилось, но зато результаты не заставили себя ждать: самообслуживание у детей очень развито, что касается «туалетного вопроса», то после года ни одна из дочек не знала, что такое памперсы, у каждого – свои домашние обязанности. И все это воспринимается, как само собой разумеющееся.
Так что, дорогие родители, наберитесь терпения – и все у Вас с малышом получится!

Комментариев нет:

Отправить комментарий