Когда
же необходимо начинать воспитание ребенка? Многие современные родители
ищут ответ на этот вопрос, боясь упустить драгоценное время. В
литературе существует множество ответов: большинство из них сводится к
тому, что процесс воспитания начинается с момента рождения ребенка.
Однако, еще лучше, если родители начинают воспитывать ребенка с того
момента, когда они узнают о том, что женщина беременна (кстати, у
некоторых народов, в частности у монголов, начало жизни отсчитывалось не
с момента рождения, а с начала внутриутробного развития)
Откровенно говоря, лично мне кажется эта методика или теория немного странноватой, но для общего ознакомления было любопытно почитать на эту тему. Ниже приведу самые любопытные факты, на мой взгляд. Может, кому-то из будущих родителей и пригодится...
Откровенно говоря, лично мне кажется эта методика или теория немного странноватой, но для общего ознакомления было любопытно почитать на эту тему. Ниже приведу самые любопытные факты, на мой взгляд. Может, кому-то из будущих родителей и пригодится...
Конечно, многим будущим мамочкам очень трудно представать своего будущего малыша с первых дней беременности. И хотя я выносила и родила четверых малышей, отношусь к числу скептиков по этому поводу. Разговаривала со своими детками я уже на больших сроках. А вот некоторые исследователи утверждают, что этому можно и даже нужно учиться. Это время почти у всех связано в волнением и необъяснимой тревогой. Но при этом всех наверняка переполняет нежность к маленькому человечку и ответственность за него. Нужно учиться понимать и любить его каждую минутку. Ведь малышу необходимо это, чтобы родиться счастливым.
В последнее время все чаще можно услышать о так называемом «пренатальном воспитании», то есть воспитании ребенка еще до его рождения. Однако известно, что у некоторых народов с этим понятием связаны целые традиции, такое воспитание у них практикуется уже давно или практиковалось раньше.
Например, у народов лао (Лаос) воспитание ребенка начинается уже тогда, когда зародыш находится в чреве матери, и она должна об этом постоянно помнить. Хорошее самочувствие женщины в период беременности свидетельствует о том, что будущему ребенку предстоит долгая жизнь, и наоборот, различные недомогания и тревожные сны предвещают опасности в его жизни. Во время беременности женщина должна удерживаться от некоторых действий, которые могут нанести вред будущему ребенку: в пищу запрещается употреблять личинки пчел (ребенок будет беспокойным, как пчела); порицается стремление женщины уделять слишком много внимания своей прическе и одежде (ребенок вырастет гордецом); не желательно сидеть на нижней ступеньке лестницы (роды могут затянуться) и т. п. (симпатическая магия — подобное притягивает подобное). Эти поверья лао кажутся нам несколько наивными и в некоторой мере смешными, но во многих из этих действий есть смысл, ведь мать находится в неразрывной связи с еще не рождённым ребенком и все, что она делает, чувствует, думает, так или иначе отражается и на ребенке.
Также у лао беременной женщине предписывается каждое утро три раза ударять себя по пояснице сжатыми кулаками, повторяя при этом: «Пусть плацента упадет, пусть оболочка, закрывающая ребенка, удалится». По вечерам после омовения тела рекомендуется массировать живот и проводить по нему хвостами угрей, чтобы ребенок, как угорь, без труда вышел на свет. Опять же, несмотря на кажущуюся наивность, это не только массаж, но и прекрасный способ самовнушения.
Интересный обычай существует у народов Северной Индии. По их поверьям, беременной женщине полезно любоваться маленькими здоровыми детьми, а каждое утро непременно взглянуть на мужа, чтобы ребенок был похож на него; в отсутствие мужа — на себя в зеркало.
А вот как понимали воспитание до рождения в Древнем Китае: «Каждая женщина после того, как забеременеет, должна совершать добрые дела, избегать скверных зрелищ, не слушать скверные речи, унять похотливые помыслы, не проклинать и не поносить, не ругать и не бранить, не бояться и не тревожиться, не утомляться и не уставать, не пустословить, не унывать и не грустить, не есть сырую, холодную, уксусную, грязную и горячую пищу, не ездить ни в повозке, ни верхом, не подниматься высоко, не приближаться к глубинам, не спускаться по откосу, не спешить при ходьбе, не принимать эликсир бессмертия, не прибегать к иглоукалыванию и лечебному прижиганию. Во всех случаях ей положено успокаивать сердце, выправлять помыслы, постоянно слушать чтение канонических книг. Если следовать этим предписаниям, то дети будут умными и сметливыми, мудрыми и рассудительными, верными и честными, стойкими и добрыми. Это называется воспитание зародыша».
В наше время на Западе проблемами пренатального (дородового) воспитания занимаются многие ученые. Проявился интерес к нему и в нашей стране.
Основной принцип, на котором строится воспитание ребенка до его рождения, — будущий ребенок, находящийся в тесной эмоциональной связи с матерью, способен воспринимать самую разнообразную информацию и даже способен к обучению.
Андрэ Бертин, президент французской национальной ассоциации пренатального воспитания, пишет: «При совокуплении мать и отец испытывают достаточно сильные ощущения и чувства, генерируя мощное поле, которое заставляет вибрировать каждую клеточку их тела, включая гаметы, образующие при слиянии зародыш. Эта вибрация имеет исключительно важное значение. Давайте рассмотрим два экстремальных случая.
1. Представим себе пару, которая в один из субботних вечеров после хорошей выпивки, ссоры, а может быть, и драки ищет примирения в спальне. Они сильно рискуют создать существо, предрасположенное к похотливости и насилию, поскольку ему передаются вибрации родителей.
2. На противоположном конце шкалы расположим пару, совершающую половой акт, испытывая глубокое чувство любви друг к другу и полностью осознавая важность переживаемого момента. До этого они читали, рассматривали различные работы по искусству, слушали хорошую музыку, что повлияло на качество их вибраций, которые стали намного сильнее тех, что были присущи им от природы. Данная пара имеет все шансы на рождение ребенка, не обладающего пороками. Народная мудрость гласит, что дети любви — прекрасные дети. Когда наступает посевная, садовники отбирают семена и готовят почву. Думающие люди, желающие зачать ребенка, убедятся в качестве „семян“, постараются подготовить почву наилучшим образом, т. е. будут вести здоровый образ жизни и достигать определенного психологического настроя».
Исследования последних лет доказали, что будущий ребенок как бы записывает на клеточном уровне информацию, получаемую из всех ощущений матери. В первые три месяца развития плода передача этой информации идет в основном через чувства матери. Поэтому для матери в это время очень важно стараться жить в состоянии красоты, счастья, восторга и избегать отрицательных эмоций и переживаний.
В первые три месяца беременности желательно:
• Проводить своеобразную медитацию визуализации — зримо представлять себе те качества, которые вы хотели бы видеть у своего ребенка. Рекомендуется с помощью воображения нарисовать себе картины проявления этих качеств в детском возрасте, в период полового созревания и в момент зрелости. Но есть одна опасность: родители осознанно или неосознанно могут как бы навязать ребенку свои скрытые нереализованные желания, несбывшиеся мечты, не удавшиеся дела и т. п.
• Как можно больше времени, если это, конечно, возможно, необходимо проводить на природе Представляйте, что вместе с вами красотой природы любуется и ваш будущий ребенок.
• Старайтесь побольше находиться в состоянии счастья, внутреннего покоя и свободы. Эти состояния ощущаете не только вы, но и ваш будущий ребенок.
• Читайте вспух и про себя красивые стихи. Стихи подбирайте такие, чтобы они передавали легкие, светлые состояния (в крайнем случае легкую грусть). Стихотворений, которые передают такие состояния, как печаль, тоску, горе и т. п., старайтесь избегать.
• Старайтесь бывать на художественных выставках, посещать музеи, театры, читать красивые литературные произведения.
• Особое внимание в воспитании в утробе матери уделяется музыке.
Андрэ Бертин в своей книге «Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможностях» пишет: «Плод воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку».
А. М. Ильин и Л. П. Ильина рекомендуют беременным женщинам два-три раза в день слушать по 10–20 мин лучшие произведения мировой классической музыки.
Слушая музыку, фиксируйте свое внимание на том, какие чувства она вызывает и представляйте, что это чувство вы переживаете вдвоем.
В период с трех до шести месяцев у ребенка развиваются органы чувств и соответствующие центры мозга. Будущей маме в это время желательно фиксировать внимание на ощущениях. Продолжая жить в мире искусства и красоты, будущие мамы могут практиковать и следующие упражнения (упражнения даются по A. M. Ильину и Л. П. Ильиной):
Познание предметов окружающего мира: возьмите в руки предмет, например ручку, повертите ее в руках, осознайте ощущения — вес, материал, форма, функция. Положите ручку на стол и, глядя на нее, мысленно проделайте ту же операцию. Осознайте ощущения. Закройте глаза, вспомните ощущения, которые вы испытывали от этого предмета, и также передайте эти ощущения своему ребенку.
Возьмите следующий предмет (утюг, иголку, лампочку стеклянную вазу и т. д.) и проделайте ту же операцию.
Трогайте как можно больше предметов, осознавайте разницу в ощущениях от холодного и горячего. Представьте, что вы, как ребенок, заново познаете окружающий мир, и вам это чрезвычайно интересно, и вы любопытны, как младенец.
Работа с цветам. Возьмите цветную бумагу.
а) посмотрите на красный цвет, закройте глаза вспомните ощущения этого цвета и передайте это ощущение ребенку. То же с другими цветами;
б) старайтесь осознать разницу ощущений между синим и красным, желтым и зеленым цветом и т. д.
в) возьмите красный цвет и сравните его со всеми другими цветами. Красный — синий, красный — зеленый, красный — желтый и т. д.;
г) то же, но за основу возьмите зеленый цвет, затем желтый и т. д.;
д) разложите цвета в ряд по следующему принципу:
из всех цветов выбираете самый приятный, затем самый приятный из оставшихся;
то же, но первым кладете самый неприятный цвет и т. д.
Работа с цветами стимулирует психическое и физическое развитие, развитие полушария, ответственного за невербальное мышление. Этому же способствует и занятия со звуками музыкального ряда.
Слушаем звуки:
а) нажмите любую клавишу в центре клавиатуры фортепиано. Осознайте, какие ощущения вызывает у вас этот звук. Отпустите клавишу, вспомните ощущения. Затем то Же проделайте с другой клавишей и т. д.;
6} нажмите одну из клавиш справа и затем одну из клавиш слева на клавиатуре. Осознайте разницу в ощущениях и мысленно как бы объясните эту разницу ребенку. Продолжайте сравнивать звуки, но каждый раз сдвигайтесь на одну клавишу к центру;
в) если у вас музыкальное образование, то прислушивайтесь к ощущениям от интервалов.
Голоса. Определяйте ощущения от человеческого голоса. Прислушайтесь к голосам двух разговаривающих женщин, сравните. Прислушайтесь к голосам двух мужчин, сравните. Сравните мужской и женский голос — осознайте разницу в ощущении их. Слушайте звонкие голоса детей, радуйтесь им.
После шести месяцев у ребенка начинает функционировать внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигнал в мозг, а значит, появляется и восприятие речи. Поэтому можно добавить в свой комплекс упражнений для воспитания ребенка до родов следующие упражнения (упражнения даются по А. М. Ильину и Л. П. Ильиной).
Беседа с ребенком:
а) гуляя, ведите с ребенком беседу о том, что вы видите, обращая особое внимание на то, что вам кажется интересным, красивым, эстетичным;
б) в то время как вы занимаетесь делами, необходимо помнить о том, что ребенок внимательно следит за вами, он любопытен и хочет узнать, чем вы занимаетесь. Поэтому негромко, но отчетливо рассказывайте ему, чем вы занимаетесь, как вы собираетесь выполнять свое дело.
Помните, что ребенок воспринимает три потока информации: ваше эмоциональное состояние, речь и отношение к нему. Уважайте в нем своего молчаливого собеседника.
Чтение вслух. Положите руку на живот, читайте ребенку книжку вслух. Остановите ваше внимание на картинке и расскажите, что на ней нарисовано.
Время занятий (от 5 мин и более) определите самостоятельно. Не утомляйте ребенка излишним старанием. Помните, что занятия должны приносить радость вам и ребенку.
Сказки. Поставьте пластинку с музыкально оформленными сказками и, внимательно слушая, старайтесь переживать события, о которых идет речь с позиции ребенка. По окончании прокомментируйте вслух свое отношение к героям сказки: «Какая умная Василиса Прекрасная», «Какой смелый Иван Царевич» и т. д.
Общение с отцом. Общение с отцом в пренатальный период для малютки важно и очень желанно. Его отношение к жене, беременности и ожидаемому ребенку — чрезвычайно важный фактор.
Кстати, в Древнем Китае отец просто обязан был познакомиться со своим ещё не рождённым ребёнком. Он рассказывал ему о себе, о своей профессии, чтобы малыш заблаговременно знал, кто будет о нём заботиться в большом мире. Папино участие в общении важно и ещё по одному поводу: оказывается, малышу в животике необходимо ощущать и мужскую, и женскую энергетику (те самые начала инь и ян)
Нежность и забота – от мамы, она учит кроху любить и быть любимым. А защита и веселье – это папа, он знакомит с тем, как нужно дружить, вместе играть и дурачиться, хранить секреты и стоять горой друг за друга. Мама делает мир безопасным, а папа – увлекательным.
Но всё же современные мужчины часто скептически относятся к такого рода экспериментам. Важно не настаивать, ведь это участие должно идти от души.
Желательно выбрать время для «свидания» с ребенком и в будущем придерживаться этого графика. Продолжайте беседовать с ребенком. Обращаясь к нему, поясняйте вслух свои действия.
Положите руку на живот и расскажите, с каким нетерпением вы ожидаете его появления на свет, какой он здоровый, красивый, благородный, энергичный, великодушный и сильный (безотносительно к полу).
Пусть беременность для обоих родителей станет важным и очень приятным периодом, во время которого Вы познакомитесь с крохой, научитесь его понимать и любить. Только представьте себе, что ещё не видя и не держа на руках своего малютку, Вы уже так тонко чувствуете и понимаете его!
Для общего развития любопытная статейка, интересно про отношение к беременным у разных народов. И про то, что с малюткой можно разговаривать, тоже согласна. Но вот про развивающие упражнения, по моему, ученые немного загнули. Просто представляю себя: сижу я такая, беременная, с листами цветной бумаги и ОЩУЩАЮ разницу между цветами, или за фортепиано... Хи-хи. На мой взгляд эти научные деятели никогда не были беременными, или им просто делать было нечего...
ОтветитьУдалитьНо в любом случае, спасибо за статью!
Действительно, вы правы, СМЕШНО:)
ОтветитьУдалить